Холм Опий.
Холм Опий , входящий в состав густонаселенного квартала Монти , связан с фигурой одного из самых знаменитых и противоречивых деятелей античного Рима -Нерона. Родившийся в
Нерон поручил архитекторам Келеру и Северу возвести резиденцию еще более пышную , чем предыдущие –Домуа Ауреа (Золотой Дом). Территория дворца , распространившаяся на весь холм Опий , а так же на часть долины , где сейчас находится Колизей , составляла
Живопись Фабула повлияла на творчество некоторых художников Возрождения , обнаруживших его фрески в залах неронова дворца , похожих на гроты и с увлечением их копировавших (поэтому подобные декоративные узоры стали именоваться гротесками).
У входа во дворец стояла колоссальная статуя Нерона , отлитая из позолоченной бронзы , высотой более
В первой половине II в. после Р.Х. император Адриан с помощью 30 слонов , перенес колòсс к Флавиеву амфитеатру, получившему в результате название Колизей. Археологические раскопки обнаружили здесь примерно 180 различных помещений резиденции Нерона . В некоторых комнатах с потолков , устроенных как решето и покрытых подвижными пластинами из слоновой кости , приглашенные на пир гости опрыскивались духами , и на их головы сыпались лепестки роз. Вестибюль , портики которого , длинной почти в милю , выходили на виа Сакра , при Домициане был преобразован в рынок пряностей. Остатки дворца при Веспасиане засыпали для уничтожения памяти о тиране. На этом месте впоследствии возникли термы Траяна и термы Тита.
Золотой Дом был украшен множеством скульптур , среди которых выделялась известная группа с Лаокооном , обнаруженная в !
Опий , после падения Древнего Рима , в течении всего Средневековья не заселялся, здесь появились огороды и виноградники , окружавшие два старинные храма , Св. Петра ин Винколи (San Pietro in Vincoli), где хранится знаменитая статуя Моисей работы Микеладжело , и храм Св. Мартина «на горах» (San Martino in Monti).
Другое важнейшее место христианского культа , возникшее в этом районе в IV и.,- церковь Св.Климента (San Clemente), которая сейчас является самым ярким примером двух базилик , стоящих одна на другой , и не менее ярким выражением различных исторических периодов. В течении следующих веков на холме произошли лишь незначительные преобразования , не переменилась так же средневековая городская структура , от которой до наших дней дошли , так называемы Палаццо Борджиа , башня Капоччи (Torre dei Capocci) и древняя башня , ставшая впоследствии колокольней церкви Св.Франциска Паоланского (San Francesco in Paola).
Холм Опий дошедший до XX в. почти неизменившимся , в 1928-1932 гг. был трансформирован в общественный парк , в состав которого вошла также часть садов палаццо Бранкаччо , ставшего Национальным музеем восточного искусства.