Аппиева дорога ,самая известная из Консульских дорог, прозванная еще в древности "Царицей дорог".
И поныне в своей пригородной части окаймлена античными гробницами, храмами и катакомбами.
Эти свидетельства старины вошли в археологическую зону Аппиевой дороги , которая ,начинаясь у заставы святого Себастьяна , тянется на протяжении
Дорога , устроенная в
Дорогу активно использовали еще в Средневековье , но потом она пришла в упадок и была вновь расчищена только в XVIII веке при Папе Пии VI. В XIX в. родилась идея образовать, на базе первоначального участка дороги , археологическую зону , формирование , которой сейчас завершается.
В эпоху древнего Рима существовал закон погребения за городской чертой , и поэтому, после возведения Аврелиевых стен , вдоль Аппиевой дороги и других Консульских дорог стали появляться усыпальницы , гробницы и мавзолеи , сохраняющие и доныне свое древнее величие.
Среди них –гробницы Аннии Регилы и Цецилии Метеллы (последняя в средние века была частью гробницы Каэтани).
Красота и покой этих мест были причиной появления здесь храмов и патрицианских особняков. Так , в начале IV в. у Аппиевой дороги возник последний Императорский дворец Древнего Рима , возле которого возник также цирк Максенция и семейная усыпальница , мавзолей Ромула , поставленная Максенцием , где был погребен его юный сын и другие члены рода.
С распространением христианства вдоль аппиевой дороги появились , помимо языческих гробниц , могилы последователей новой религии. Уже с конца II в. тут стали появляться общественные погребения –вследствии местных традиций и из практических соображений христиан хоронили в подземельях. Для этих кладбищ часто использовались уже существующие карьеры пуццолана и туфа , которыми особо богаты недра Рима. Таким образом тут возникли катакомбы.
Название «катакомбы» появилось от слова cumba , что означает ров , полость. Подземные кладбища простиравшиеся на километры и имевшие разветвленную сеть галерей и переходов. В первые два столетия каткомбы служили исключительно для погребений , где отправлыялся культ мертвых с соответствующими литургическими службами и так называемыми rifrigeria (поминки). В VI-VII вв. катакомбы играли роль святилищ ,посвященных мученикам: в результате они получили название memoriae (мемориальные места). Подобное использование вызвало изменение структуры катакомб , где были устроены небольшие подземные базилики , а так же лестницы. Особое значение катакомбы приобрели , когда римляне спасали святыни и утварь.
На аппиевой дороге самыми древними являются так называемые катакомбы Св.Каллиста , упоминавшиеся еще в начале III в. когда Папа Зеферин поручил надзор за ними своему диакону Каллисту. Впоследствии Каллист , взойдя на престол Св. Петра , превратил эти катакомбы в официальное кладбище Римской Церкви. Здесь похоронили многочисленных Пап, в том числе Сикста II , замученного в 258г. во время преслодований императора Валериана. В то же самое время и мощи апостолов Петра и Павла были перенесены и временно размещены в ближайших катакомбах Св. Севастиана , в результате чего они получили название «Апостольское мемориальное место в катакомбах».
Только позднее эти катакомбы , как и стоящая над ними базилика , были посвящены Св.Севастиану , римскому сотнику , казненному во время гонений Диоклетиана на Палатинском стадионе (его мощи были помещены в базилику).
Начиная с XI в. ,мощи и святыни стали переносить из катакомб в городские церкви и базилики , и таким образом подземелья потеряли свое значение и были вскоре забыты.
Интерес к этим великим свидетельствам зари христианства вновь возник в XVI в., когда ученый и археолог Антонио Бозиа , изучая Консульскте дороги , в том числе и Аппиеву , обнаружил входы в примерно тридцать катакомб. Тем не менее должен был наступить XIX век , когда началось систематическое изучение катакомб, в результате чего в них стал открыт доступ пилигримам и поклонникам старины.