Строительство базилики началось в
Подобный ансамбль существовал вплоть до эпохи Возрождения, когда в 452г. Папа Николай V поручил зодчему Росселлино переделать апсидальную часть базилики. Однако, прошло еще полстолетия, прежде чем в соборе начались решительные преобразования: в 1506г. Юлий II нанял Браманте для нового храмостроительства. Амбициозный Папа разрешил зодчему снести до основания не только раннехристианскую церковь, но и все прилегающие к ней древние строения, задумав возведение нового грандиозного здания.
Браманте спроектировал план храма в форме греческого равноконечного креста. Но воплотить свой замысел не успел. После его смерти Рафаэль видоизменил план базилики в основном под давлением прелатов, преобразовав его в латинский крест, с удлиненными поперечными ветвями креста. Однако, знаменитому урбинцу не удалось увидеть завершение работ, которыми следом за ним стали заведовать самые разные архитекторы.
В
После кончины Микеланджело строительством опять занялась череда сменяющих друг друга зодчих, до тех пор, пока Павел V не поручил Мадерно завершить собор, вернувшись к плану в форме латинского креста. Мадерно для этого добавил по три капеллы со стороны главного нефа и возвел внушительный фасад, законченный к 1614г.
При понтификате Урбана VIII 18 ноября 1626г., к 1300-й годовщине первоначальной Константиновской базилики, собор наконец-то освятили (следует заметить, что переделки Мадерно исказили замысел Микеланджело: купол теперь виден лишь с дальних перспектив). Над входом в базилику водрузили две неоклассические статуи Апостолов Петра и Павла и два грациозных циферблата часов Валадьера.
Со среднего балкона фасада, называемого лоджией благословения, преподносятся благословления понтификов народу, а также объявляются результаты выборов нового Папы.
Портик, соответствующий величию интерьера, с большой фантазией украшен статуями, рельефами, фризами. На соборной паперти поверх главных внешних дверей – известная мозаика Кораблик Петров, по рисунку Джотто, украшавшая древнюю Константиновскую базилику. Не раз отреставрированная, мозаика представляет Апостола Петра, начавшего тонуть и взывающего к Христу о помощи.
Внутрь храма ведут пять высоких дверей. Центральная из них обладает изумительным порталом, работы Филарета «XV» век, а крайняя справа, называемая Святыми Воротами Porta Santa, знаменита тем, что ее открывает – только на срок Юбилейного года – собственноручно Папа Римский, в обстановке необыкновенно торжественной (не менее торжественно ее закрывает в конце Юбилея).
Интерьер собора потрясает грандиозностью и величием – в полном соответствии с основной идеей явить облик Церкви торжествующей. Монументальность главного собора католического мира выражается во всем: в пропорциях центрального нефа, покрытого роскошным при Пие VI в 1780г.; в звездах настила, указывающих размеры самых больших христианских храмов; в водосвятных чашах, поддерживаемых огромными мраморными ангелами: на внушительной статуе благословляющего Апостола Петра, возможно, работы Арнольфо да Камбио, установленной у последнего столба справа.
Взгляд посетителя не может не привлечь гигантская сень (балдахин), плод совместного творчества Бернини, Борромини и Дюквесноя, трудившихся над этой прихотливой конструкцией в 1624-33гг. (для ее сооружения Папа Урбан VIII, из рода Барберини, повелел снять античные бронзовые рельефы с Пантеона, что породило римскую поговорку: «То, чего не сделали варвары, сделали Барберини»).Под витыми колоннами высотой почти
Над сенью раскрывается плафон купола Микеланджело, убранный мозаиками с образами Евангелистов, работа Кавалера д`Арпино. В глубине собора, в колоссальной апсиде, - пышный рельеф «Слава» (Gloria), прихотливая комбинация лепнины, придуманная Бернини в самый расцвет его недюжинного таланта. Эта композиция, созданная в 1656-65гг., обрамляет бронзовую кафедру, поддерживаемую статуями Учителей Церкви, в которую вделано деревянное кресло, принадлежащее, как считает средневековая легенда, Апостолу Петру. По краям апсиды – мавзолей Павла III Гульельмо Делла Порта (слева), и мавзолей Урбана VIII Бернини (справа).
Правый неф декорирован Бернини с целью замаскировать ужатие марки в том месте, где к структуре Микеланджело добавились новые капеллы Мадерно. В первой капелле этого нефа, за прозрачной перегородкой, - знаменитый шедевр Микеланджело Пьета. Эту мраморную группу, изображающую Деву Марию с усопшим Христом на коленях, титан Ренессанса изваял в 1498-99гг. по заказу посланника французского короля Карла VIII. В третьей капелле , в честь Святых Тайн (Santissimo Sacramento), - богатый киворий Бернини, формы которого навеяны Храмиком Браманте во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио. За памятником Григорию XIII, реформировавшем старый «юлианский» календарь, в результате чего новый календарь получил эпитет «грегорианский», открывается Грегорианский предел (Cappelle Gregoriana), возведенный в 1583г. Джакомо Делла Порта, с запрестольной чудотворной иконой Божией Матери «Скоропомощницы» (Madonna del Soccorso). Внутри престола почивают мощи Св. Григория Богослова.
В правом трансепте, в капелле Архангела Михаила, обращает на себя внимание памятник Клименту XIII, шедевр Кановы (1790). Перейдя на противоположную часть собора, можно осмотреть придел в честь Божией Матери «на столпе» (Capella della Colonna), названный по запрестольной чудотворной иконе, находившихся некогда на одной из мраморных колонн прежней базилики. В соседней капелле, в мраморной раке, почиваю мощи Св. Льва Великого, Папы Римского. На мраморном рельефе Альгарди представлен момент, когда светитель останавливает полчище гуннов.
В соседнем переходе мраморный скелет с песочными часами привлекает внимание посетителей к памятнику Папе Александру VII, исполненного Бернини. Здесь же начинается левый трансепт, от которого через капеллу Климента, сооруженную Папой Климентом VIII, где почивают мощи Св. Григория Двоеслова, Папы Римского, путь ведет в левый неф. В нем открывается богато убранный придел Хора (зодчий Мадерно), называемый так потому, что именно туту совершаются соборным духовенством ежедневные богослужения. За этой капеллой расположены несколько прекрасных произведений скульптуры: памятник Иннокентию VIII, отлитый в бронзе Поллайоло в 1498г., усыпальница последних Стюартов, другой шедевр Кановы, с особым мастерством изваявшего двух гениев смерти с опущенными факелами. Последний придел (первый от главного входа в собор) – капелла Крещения с купелью, сделанной из саркофага античной эпохи.