Остатки античного мегаполиса-порта гораздо ближе, чем Помпеи и Эркуланум, и ничуть не менее интересные – с мозаиками, античными многоэтажками, храмами, театром, Капитолием и некрополем. Античный порт пришел в упадок потому, что береговая линия моря отступила, и город стал никому не нужен. Благодаря этому и уцелел. А если учесть, что народу здесь гораздо меньше, и ехать от Рима по сравнению с Помпеями всего ничего – каких-то полчаса – ценность объекта возрастает – необычайно.
Античный римский город Остия (от латинского "ostium”- устье реки) распологался на месте впадения Тибра в Тирренское море. Спустя более чем два тысячелетия, сегодня городок Остия Антика отстоит от береговой линии далее четырех километров – результат наноса и уплотнения в течение веков отложений, принесенных непредсказуемым Тевере. Его строптивый характер ярко проявился в одну из ноябрьских ночей 1557 года, когда река во время паводка изменила свое русло. Излучина реки, вдоль которой город воздвигался и которая являлась транспортной артерией, исчезла.
Присутствие вблизи города огромных солончаков еще в эпоху этрусков, составляло ценный источник дохода и служило поводом для многочисленных распрей среди народов, населявших эти территории до образования Рима. Историк Тит Ливий, вторя римскому античному поэту Эннию, приписывает основание города четвертому царю Рима Анку Марцию, жившему во второй половине VII века до н.э. Наиболее древние остатки Остии, открытые до сих пор датируются IV веком до н.э., когда Рим уже победил этрусков и его господство простиралось от нижней Тосканы до южного Лацио.
Из Остии в III веке до н.э. начинаются морские контакты Древнего Рима с полисами Великой Греции, разбросанными по Апеннинскому полуострову и Сицилии. Отсюда отправлялись корабли в Испанию во главе с Публием Корнелием Сципионом для победоносных сражений против карфагенских войск во второй Пунической войне. В I веке во время гражданской войны, потрясшей Рим, Марий – глава народной партии – вынужден был бежать в Остию, гонимый солдатами его злейшего соперника Суллы, принадлежавшего к олигархической партии. Сулла захватил и разграбил город. В том же веке римский флот был атакован кораблями киликийских пиратов.
Императорская эпоха стала счастливейшей в жизни города. Каждый из принцепсов внес лепту в развитие и благоустройство города. При Августе город был обновлен как в монументальной части, так и общестроительной. При Тиберии значительно вырос портовый товаропоток, что вынудило уже императора Клавдия построить вблизи дополнительную гавань, дав зарождение новому городскому ядру Портус. При Домициане Остия была в значительной части перестроена с поднятием дорожного уровня более чем на один метр. Император Траян расширил портовую гавань, превратив ее в удобный шестиугольный залив, где сконцентрировалась коммерческая деятельность, исторический центр Остии вобрал в себя конторы, администрации и культовые здания. При Адриане и его преемнике Антонине Пие город процветал – были воздвигнуты многоэтажные дома и огромные хранилища и склады. Вплоть до царствования Константина город жил насыщенной жизнью и служил деловым и рабочим предместьем Великого Рима.
Перенос столицы Империи в Византий открыл дорогу беспощадным разграблениям Остии вестготами и вандалами. Постоянные безнаказанные набеги вынудили жителей покинуть некогда славную Остийскую Колонию.
На протяжении всех средних веков город являлся источником строительных материалов, мрамора, скульптур для богачей со всей Италии, но в первую очередь, конечно, римских.